«За первый год ребёнок делает рывок»

О развитии детей до 1 года, детских и семейных проблемах от Светланы Мосоловой, ведущей курса «Психология детско-родительских отношений» Центра стратегического консультирования и терапии.

— — —

Если к беременности позитивное отношение, то она протекает обычно без осложнений, и контакт с ребёнком хороший.

Если проблемы, например, осложнения беременности и родов, это может приводить к плохому контакту с ребёнком. Если травматизация, тогда у матери мало сил на ребёнка, трудно сосредоточиться на материнстве.

Во время беременности полезно находиться в красивых, спокойных местах. Нужно удовлетворять потребности, давать себе маленькие удовольствия, особенно, если женщина находится в зависимости от мужа или семьи. Это важно для мамы и ребёнка.

Роды – экстремальная ситуация, и лучше готовиться к ним заранее, с партнёром.

После родов есть героическая стадия: «Испытание прошла». Восприятие себя «Я героиня» — это обычное дело, и очень хорошо, когда оно подтверждается окружающими. Наоборот, плохо, если женщину обесценивают.

— — —

Про внутриутробное развитие:

В 4-4,5 мес. есть моторная реакция на громкие звуки, можно разговаривать с ребёнком в утробе.

5-5,5 мес. – есть двигательные и эмоциональные реакции, точно есть смысл общаться. Петь, разговаривать с ребёнком, и папе тоже.

У ребёнка во внутриутробном периоде есть память.

Негативные переживания матери могут передаваться ребёнку в утробе, и об этом можно говорить с ним, объяснять с любовью: упала…

Часто, если что-то случилось, пытаются не думать, делать вид, что ничего не произошло, подавить переживания – так становится ещё хуже.

Матерью не рождаются, а становятся.

— — —

Дети запечатлевают образ мамы, когда её видят. Это импринтинг, он есть и у людей.

В СССР новорожденного матери не давали, и это плохо.

Для ребёнка самая безопасная ситуация – на руках у мамы. Если у мамы до 1 года есть возможность быть с ребёнком всё это время – это очень хорошо.

Жители ЮВА до 1 года ребёнка даже не опускают на землю.

Однодневный младенец уже может отличить молоко матери от молока другой.

Ухо младенца настроено на особую тональность, поэтому люди часто интуитивно сюсюкают с ним.

Для мамы важно поддерживающее сообщество от компетентных женщин. Это помогает тесному контакту с ребёнком.

Женщина очень уязвима, поэтому нужна помощь. Часто мужчина осознаёт отцовство позже, к 3м годам.

Маме важно понимать потребности ребёнка:

— покорми

— приласкай

— взаимодействуй

— прими меня

Если потребности ребёнка удовлетворяются, мама отгадывает потребности, возникает базовое доверие к миру и благополучие.

Если мама не чуткая, т.к. депрессия или что-то ещё, и не понимает ребёнка, а только кормит, возникает ощущение, что не понимают и не принимают. Тогда получается обречённо-пассивный ребёнок, перекормленный и нервный.

Для нормальной психики ребёнка достаточно 60-70% отгаданных потребностей.

Эрик Эриксон писал про русский характер «…они агрессивные и пьют алкоголь, т.к. их только пеленают и кормят…»

Если мама нечуткая, у ребёнка трудности социализации. Понимает, что от него ничего не зависит.

Если вторгаются к ребёнку, близко к лицу, или слишком сильно тискают, а он отчаивается, но мама не видит – ребёнок понимает, что его не учитывают.

Идентичность ребёнка в этом возрасте: «Я – то, что мне дают».

Важно рассказывать и учить мам, что у ребёнка есть потребности, кроме еды. И немногие женщины понимают важность этого периода.

Если до 8 месяцев с ребёнком не общаться, а только кормить и переодевать, возникает госпитализм, и эмоциональная сфера больше не восстанавливается.

Если первый год ребёнок был с мамой, и всё был хорошо, а позже что-то случается, то ребёнок адаптируется. Но если проблемы в первый год – это хуже для последующей жизни.

Родители делают плохо либо по незнанию, либо от дефицита ресурса.

За первый год ребёнок делает рывок, проходит 80% всего развития. Это время самого бурного развития ребёнка и мозга.

Принцип: «Используй или потеряешь».

Первые 12 месяцев активно формируются связи в мозге, которые отвечают за моторику, речь, эмоции. Формируется восприятие цвета, слух, зрение, обоняние.

Ребёнок начинает ползать – это важный этап, развивается мозжечок, и ребёнок лучше мыслит потом. Если не давать ползать, это тормозит развитие.

У младенца тесная связь с мамой, и каждый день растёт способность воспринимать себя отдельно от неё. Развивает понимание, что зависит от него, а что – нет.

Маленькие дети усваивают последовательности, кто что делает и что получает. Отслеживает, что и как мама делает, понимает, что всё идёт по порядку, и может потерпеть.

Опыт терпения воспитывается с этого времени (младенчества), постепенно, маленькими шагами. Если правильно воспитывать, к концу 1го года ребёнок в состоянии ждать 15-20 минут.

Устойчивость – это не врождённое качество, и она достигается воспитанием. Это результат чередования стрессовых факторов и заботы. Хочет есть – немного терпения – потом мама кормит – а это уже опыт заботы.

Но если ребёнок 30 минут кричит, это уже паника, и, с точки зрения ребёнка, угроза для жизни.

При долгом расставании с мамой возникает расстройство привязанности, поэтому без лишней необходимости лучше надолго не оставлять.

Система торможения только формируется, поэтому если есть стресс, то всё время выделяется кортизол, пока не придёт помощь извне. Сами не могут справиться.

Для развития важно опознание предметов через рот. Если есть дефект (заячья губа), кормят через гортань – отстаёт в развитии.

До 6 месяцев ребёнок смотрит и трогает, особенно лицо и волосы. Ему важен эмоциональный отклик, поэтому нужно быть лицом к лицу, когда с ним играют родители. Тогда ребёнок учится и сам отвечать.

— — —

P.S. Проблемы в отношениях с детьми и нужна помощь? Обращайтесь. Пишите в WhatsApp/Viber/Telegram +7 950 951 24 98

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*