«Взрослый… не только защитник и источник благ, но и источник знаний»

О развитии детей от 1 до 6 лет, детских и семейных проблемах от Светланы Мосоловой, ведущей курса «Психология детско-родительских отношений» Центра стратегического консультирования и терапии.

— — —

От 1 до 2х лет.

Ответственность родителей – поддерживать безопасность для ребёнка, но не ограничивать интерес.

Давать выбор.

— — —

2-3 года

Главная задача – научиться терпеть физиологические позывы.

Родители должны быть последовательны. Давать выбор, но быть твёрдым.

Если истерики у ребёнка: отвлекаем, но потом «нет». Или даём возможность прожить истерику, и она закончится, потом обнять, сказать, как любим… но нет…

А ещё можно отразить поведение ребёнка, если хватит силы духа и юмора. Это тоже хорошо срабатывает. Главное – не заниматься попустительством.

В этом возрасте формируется стыд и вина. Если будет много стыда – ребёнок замыкается, будет неуверенным в себе, копит гнев.

Важно проявлять эмпатию, называть чувства.

Если ребёнок упал, ударился, переживает боль – не давать конфету или что-то из еды, чтобы не плакал. Обычно детский плач плохо переносят родители, у которых есть свой травматический опыт.

В этом возрасте дети разговаривает про любовь, интересуется, что это такое.

Вообще, есть интерес ко всему, поэтому легко переключать внимание.

Идентичность: «Я — то, что хочу».

 — — —

Нотации в этом возрасте нервируют ребёнка. Он понимает, что от него чего-то хотят, но не понимает, чего именно, т.к. опыт ограничен.

Дети не понимают шуток, поэтому не надо их использовать для воспитания.

С детьми нужно быть максимально честными.

— — —

Дети 3-6 лет.

Ключевая задача в этом возрасте – определение половой роли и поведения.

Активно формируется мозг и его отделы, и проявляются таланты. Задача родителей – наблюдать эти проявления. Это могут быть проявления генеральной линии жизни. Но чаще родители не видят, и это печально.

Если родилась девочка, а хотели мальчика, может быть мужское поведение, и первый сексуальный опыт с девушкой.

Ребёнок должен много и активно двигаться, развивать мелкую моторику, т.к. это развивает мозг.

В этом возрасте ребёнок уже требует уважения. Если не получает – злится и обижается.

Наблюдает за взрослыми и действует, как они. Так усваиваются этические правила.

Развивается эмпатия, сострадание, общительность.

До 3х лет ребёнок связан с семьёй, трудно социализируется. После 3х – тянется к сверстникам, хочет играть с ними. «Равный среди равных» у сверстников. Проявляет инициативу.

С 3х лет – можно отдавать в детский сад, если готов физически и психически.

Бывает «смешивание чувств» — не всегда понимает или может выразить чувства. Например, плачет, если злится, но не может достичь желаемого.

Важно учить ребёнка осознавать чувства и переводить в слова и/или действия.

Взрослый в этом периоде не только защитник и источник благ, но и источник знаний. И нужно много терпения (чтобы отвечать на вопросы). Отвечать честно.

Суть ябедничества: ребёнок идёт к взрослому, чтобы осмыслить требования и границы, и получить авторитетное подтверждение. Он хочет разобраться, проясняет правила. А реакция взрослого уже может закрепить ябедничество, и потом может стать стратегией жизни.

Эдипов комплекс/комплекс Электры. Используют все способы привлечь внимание. Могут участвовать в конфликтах в семье, защищать родителя от другого, быть миротворцем, давать девиантное поведение, быть беспомощными. Это усиливается, когда сильная связь ребёнка с родителем, когда коалиции.

Если конфликт в семье, и ребёнок свидетель – он будет отвлекать на себя внимание.

Если ребёнок «выгоняет» папу из спальни, нарушается позиция ребёнка в семье. Родители должны заявить о своей позиции: «Мы тебя очень любим, но мама/папа – мой/моя… и когда ты вырастешь, то…». Тогда ребёнок идёт в д/с и там «женится/выходит замуж».

Дети рассматривают друг друга – это нормально. Если родители пугаются, это отражается позже, на сексуальности.

Отвечать детям на чётко поставленный вопрос, не отвечать лишнего.

Если разнополые дети и небольшая разница в годах – обычно раздражение друг на друга.

У детей с органикой могут быть садистические и сексуальные наклонности.

В нормальных условиях не надо пугаться, так и говорим родителям (если рассматривают друг друга, трогают гениталии, чужие или свои). Чем больше родители запрещают, тем сильнее провоцируют компульсивное поведение.

— — —

P.S. Проблемы в отношениях с детьми и нужна помощь? Обращайтесь. Пишите в WhatsApp/Viber/Telegram +7 950 951 24 98

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*