О развитии детей от 1 до 6 лет, детских и семейных проблемах от Светланы Мосоловой, ведущей курса «Психология детско-родительских отношений» Центра стратегического консультирования и терапии.
— — —
От 1 до 2х лет.
Ответственность родителей – поддерживать безопасность для ребёнка, но не ограничивать интерес.
Давать выбор.
— — —
2-3 года
Главная задача – научиться терпеть физиологические позывы.
Родители должны быть последовательны. Давать выбор, но быть твёрдым.
Если истерики у ребёнка: отвлекаем, но потом «нет». Или даём возможность прожить истерику, и она закончится, потом обнять, сказать, как любим… но нет…
А ещё можно отразить поведение ребёнка, если хватит силы духа и юмора. Это тоже хорошо срабатывает. Главное – не заниматься попустительством.
В этом возрасте формируется стыд и вина. Если будет много стыда – ребёнок замыкается, будет неуверенным в себе, копит гнев.
Важно проявлять эмпатию, называть чувства.
Если ребёнок упал, ударился, переживает боль – не давать конфету или что-то из еды, чтобы не плакал. Обычно детский плач плохо переносят родители, у которых есть свой травматический опыт.
В этом возрасте дети разговаривает про любовь, интересуется, что это такое.
Вообще, есть интерес ко всему, поэтому легко переключать внимание.
Идентичность: «Я — то, что хочу».
— — —
Нотации в этом возрасте нервируют ребёнка. Он понимает, что от него чего-то хотят, но не понимает, чего именно, т.к. опыт ограничен.
Дети не понимают шуток, поэтому не надо их использовать для воспитания.
С детьми нужно быть максимально честными.
— — —
Дети 3-6 лет.
Ключевая задача в этом возрасте – определение половой роли и поведения.
Активно формируется мозг и его отделы, и проявляются таланты. Задача родителей – наблюдать эти проявления. Это могут быть проявления генеральной линии жизни. Но чаще родители не видят, и это печально.
Если родилась девочка, а хотели мальчика, может быть мужское поведение, и первый сексуальный опыт с девушкой.
Ребёнок должен много и активно двигаться, развивать мелкую моторику, т.к. это развивает мозг.
В этом возрасте ребёнок уже требует уважения. Если не получает – злится и обижается.
Наблюдает за взрослыми и действует, как они. Так усваиваются этические правила.
Развивается эмпатия, сострадание, общительность.
До 3х лет ребёнок связан с семьёй, трудно социализируется. После 3х – тянется к сверстникам, хочет играть с ними. «Равный среди равных» у сверстников. Проявляет инициативу.
С 3х лет – можно отдавать в детский сад, если готов физически и психически.
Бывает «смешивание чувств» — не всегда понимает или может выразить чувства. Например, плачет, если злится, но не может достичь желаемого.
Важно учить ребёнка осознавать чувства и переводить в слова и/или действия.
Взрослый в этом периоде не только защитник и источник благ, но и источник знаний. И нужно много терпения (чтобы отвечать на вопросы). Отвечать честно.
Суть ябедничества: ребёнок идёт к взрослому, чтобы осмыслить требования и границы, и получить авторитетное подтверждение. Он хочет разобраться, проясняет правила. А реакция взрослого уже может закрепить ябедничество, и потом может стать стратегией жизни.
Эдипов комплекс/комплекс Электры. Используют все способы привлечь внимание. Могут участвовать в конфликтах в семье, защищать родителя от другого, быть миротворцем, давать девиантное поведение, быть беспомощными. Это усиливается, когда сильная связь ребёнка с родителем, когда коалиции.
Если конфликт в семье, и ребёнок свидетель – он будет отвлекать на себя внимание.
Если ребёнок «выгоняет» папу из спальни, нарушается позиция ребёнка в семье. Родители должны заявить о своей позиции: «Мы тебя очень любим, но мама/папа – мой/моя… и когда ты вырастешь, то…». Тогда ребёнок идёт в д/с и там «женится/выходит замуж».
Дети рассматривают друг друга – это нормально. Если родители пугаются, это отражается позже, на сексуальности.
Отвечать детям на чётко поставленный вопрос, не отвечать лишнего.
Если разнополые дети и небольшая разница в годах – обычно раздражение друг на друга.
У детей с органикой могут быть садистические и сексуальные наклонности.
В нормальных условиях не надо пугаться, так и говорим родителям (если рассматривают друг друга, трогают гениталии, чужие или свои). Чем больше родители запрещают, тем сильнее провоцируют компульсивное поведение.
— — —
P.S. Проблемы в отношениях с детьми и нужна помощь? Обращайтесь. Пишите в WhatsApp/Viber/Telegram +7 950 951 24 98