О детских страхах, истериках, плохой учёбе… от Светланы Мосоловой, ведущей курса «Психология детско-родительских отношений» Центра стратегического консультирования и терапии.
— — —
Современная семья пока ещё удовлетворяет потребности детей в близости. Она нужна детям. Но государства всё больше и больше пытаются вмешиваться в жизнь семьи, особенно, в детско-родительские отношения.
Семья и круг общения внутри влияет на счастье гораздо больше, чем деньги и здоровье. Все решающие факторы развития находятся в семье, и сильнее всего влияют на поведение, создают сценарий жизни.
Здоровая семья – это баланс, когда в разное время могут быть разные модели, в зависимости от ситуации. Если правила слишком жёсткие, это порочная система.
— — —
При гиперопеке ребёнок не знает себя, своих возможностей, т.к. всё делают за него.
Есть жертвенные семьи, очень ориентированные на других, но не собственную семью: «Что подумают другие?». Это характерно для СССР: «Не смей меня позорить».
В дистантных семьях детей отвергают, есть жёсткое правило: «Ни в коем случае нельзя нарушать границы». Это приводит к изоляции.
До конца 20 века основной моделью была авторитарная семья. Там жестокость и очень высокие ожидания от ребёнка. В таких семьях часты проблемы в обучении, проблемы на социальном уровне и детская ложь. Если родители сами врут, можно сказать: «Вы хотите, чтобы ребёнок не врал вам. А что делаете вы?»
Проблемы с физиологическими функциями часто отражают ограничения коммуникации. Булимия в авторитарных семьях – это гнев, который нельзя выразить. Там же бывает и анорексия, только в этих случаях дети более умные и утончённые.
А ещё, анорексия бывает одним из способов привлечь внимание, особенно, если ребёнок средний и есть много сравнений с обеих сторон. Это создаёт сильное напряжение.
Депрессия чаще бывает в демократических семьях, когда у ребёнка нет навыков преодоления, и он не понимает себя.
— — —
До 8 месяцев у детей есть страх чужих людей, особенно, если чужие подходят близко, а родителей нет рядом. К 1 году этот страх проходит, появляется интерес к другим. Но если мама тревожная, с опаской смотрит на других, это фиксируется. К 7 годам страх других людей возвращается, когда идёт в школу – там много чужих.
До 3х лет, если мамы долго нет, это стресс для ребёнка. Он ещё не понимает времени, поэтому трудно объяснить и донести, что всё в порядке, просто мама будет позже.
Если родители в тревоге, страх у ребёнка растёт. Если родители врут: «Это не больно» — это плохо. Чем честнее, тем лучше, поэтому нужно рассказывать о процедурах, как есть.
В этом же возрасте (с 3х лет) появляются первые кошмары, страх перед засыпанием, даже без погружения в страшные сказки, кино и т.д. Возможно, это переработка информации, накопленной в течение дня. Информация – главное зло, которое влияет на психику детей.
И эти страхи дети часто просто перерастают, если нет чрезмерного внимания родителей (к проблеме). Если у родителей есть понимание, есть ритуалы отхода ко сну, это работает: посидеть перед сном с ребёнком. Но часто родители считают, что это каприз, и тогда страх растёт. Страх не исчез, только теперь ребёнок ещё и боится сказать о нём.
Страх одиночества преследует детей от рождения до подросткового возраста, если есть предпосылки: ребёнка часто оставляют, нет любви и т.д.
Страх темноты сообщает: ты можешь исчезнуть, пропасть… там монстры, чудовища. Страх животных основаны на рассказах родителей или реальном опыте. Бывает страх сказочных персонажей, после знакомства с ними через кино или ТВ. И эти страхи могут быть не только ночью, но и днём.
В 5-7 лет в страхах есть осмысленные персонажи, мистика, черти и т.д. В это время дети уже обдумывают вопросы смерти, и могут бояться своей и смерти родителей. Впервые ребёнок воспринимает жизненный цикл и его неотвратимость.
Если ребёнок чего-то не понимает, то пугается ещё сильнее. Важно не оставлять его один на один с этими вопросами и страхами, а объяснять.
Сейчас у детей есть новые страхи, в т.ч. страх апокалипсиса, т.к. много информации, фильмов и прочего на эту тему. Мы ждём конца света, а дети впитывают такие ожидания и реагируют.
Ритуалы свойственны всем детям. Они понятны и полезны, но с 4-5 лет начинают отпадать. Проблема – когда не могут обойтись без них.
— — —
Нужно вводить правила и санкции за невыполнение.
Если ребёнок выполняет правило, старается, нужно вводить и поощрения. У нас (в обществе) принято: если всё хорошо, считаем, что это норма и хвалить не надо. Нет, это не так, нужно поощрять хорошее.
Дети не думают на перспективу. Взрослые-то не заботятся о здоровье и будущем, что говорить о детях… Удовольствие всегда побеждает.
Если сдерживаем удовольствие, должно быть другое, не связанное с гаджетами. Так работают правила, санкции и поощрения.
— — —
— У ребёнка забирают телефон, и у него истерика, агрессия… Что делать? Как смягчить?
— Зависит от того, как это делается. Если родители без предупреждения врываются в комнату, орут и забирают телефон, а до этого было можно – тогда непонятно, что происходит. Это почва для обиды.
Если ребёнок долго в телефоне, не делает уроки, а родители орут, забирают телефон, затем ребёнок истерит и родители отдают телефон обратно – ребёнок победил. Это плохая ситуация.
У ребёнка истерика? Дайте ей излиться. Если родители не могут перенести истерику и сразу её затыкают, ребёнок привыкает манипулировать.
Часто «неуправляемые» дети не имеют правил и обязанностей. Родители должны об этом знать и вводить правила, обязанности, санкции и поощрения.
Дети страдают не сами по себе, поэтому важно смотреть на взаимоотношения взрослых. Часто родители не понимают, что проблемы детей – это их проблемы. И ещё: если ребёнок пришёл с проблемой, это важно для него.
— — —
Родители вмешиваются, когда не надо, и, наоборот. Ребёнку нужно дать возможность получить двойку, если прокрастинирует, не хочет делать уроки. А родители стараются вместо и за него, т.к. считают, что плохие оценки ребёнка означает, что они плохие родители.
У детей разные отношения с мамой и папой, бабушками и родителями, и это нужно понимать.
Если ребёнок недоволен, проблема ли это? Чего он этим добивается?
Отдавать ли ребёнка на спорт? Если активно не сопротивляется, пусть ходит.
— — —
P.S. Проблемы в отношениях с детьми/подростками и нужна помощь? Обращайтесь. Пишите в WhatsApp/Viber/Telegram +7 950 951 24 98