О насилии, наказаниях, буллинге, киберсексе у детей и подростков, от Светланы Мосоловой, ведущей курса «Психология детско-родительских отношений» Центра стратегического консультирования и терапии.
— — —
Экстремальные виды спорта часто скрывают тенденцию к суициду.
По данным ООН 2020 г, от насилия страдает каждый 2й ребёнок в мире.
Если дома нет нежности, ребёнок это усваивает.
«Рыхлые» подростки, мешковатая одежда, длинные волосы на лицо – это попытка спрятаться, как результат постоянной критики и насмешек.
Игнор (молчание) – самое тяжёлое для детей, хуже физического наказания. И ещё очень плохо, когда сравнивают ребёнка с другими детьми, особенно с братьями/сёстрами. Допустимо сравнивать только с собой в прошлом.
Одно из частых требований, не соответствующих возрасту – когда есть младшие братья/сёстры, и старший сидит с ними, как няня.
Иногда телесные наказания могут быть формой секс насилия, когда нарушаются телесные границы. Это может вызывать фантазии у всех: наказывающего, наказуемого и зрителей, и может способствовать развитию извращений.
— — —
Родители часто считают, что проблема с детьми, а не с ними.
Важно выполнять обещания, которые дали детям. Если не выполнили – выполнить, это возвращает доверие.
Учёба – это не предмет шантажа или торга. Но если есть обещания по поводу учёбы – тогда выполнить.
— — —
Смена привычной обстановки и/или условий может быть стрессом: переход из начальной в среднюю школу, переезд, изменение состава семьи… И когда стресс у ребёнка, он может не знать, как себя вести.
Если ребёнок «тормозит», его обычно подгоняют, ругают, и это не помогает адаптации. Задача – блокировать всё это, а потом учим ребёнка новой стратегии.
Плохое поведение – это либо привлечение внимания, либо избегание неприятностей.
Часто родители не фиксируют успешные действия, и ругают ребёнка, что не получается, что он не самый умный и т.д. Это фиксация на ошибках.
Важно готовить ребёнка к изменениям заранее.
У подростков проблемы проявляются чаще всего как активное рисковое асоциальное поведение или замкнутое отшельничество.
Если родители навязывают (деятельность), то в подростковом возрасте от этого часто отказываются.
Рисковое поведение родители запрещают, и тогда подростки ещё сильнее хотят это делать (и часто продолжают). Самое большое удовольствие в жизни – делать то, что запрещают.
— — —
Родители идут на поводу у детей и регистрируют их в соц. сетях, а им там не место.
Если в пубертате интернет-зависимость (секс), это приводит к патологии психики.
Задача родителей – научить работать с информацией, ограничивать время в интернете, развивать интересы и хобби в реале. Приобщать ребёнка к тому, что он и сам хочет.
Киберсекс приводит к тому, что откладывают время нормальных отношений, относятся к женщине, как к объекту. Есть иллюзия доступности.
Биологически мужчине нужно разнообразие, хотя бы в фантазии. При киберсексе мозг разучивается фантазировать, требуется всё большая интенсивность. В реальной жизни всё труднее создавать отношения.
У подростков, особенно, младших, ставить родительский контроль на контент для взрослых.
Но если человек больше 10 лет в интернете занят сексом и не было реальных отношений, то помочь трудно.
— — —
Не жить вместе – это не фиаско, если сами люди не делают из этого трагедию.
Когда родители разводятся, ребёнок всегда берёт на себя ответственность и винит себя. Поэтому важно говорить с ребёнком, объяснять реальную ситуацию и говорить ребёнку, что он не виноват. По возможности – не менять условия жизни ребёнка: где живёт, комнату, режим и т.д.
— — —
Буллинг — это игра во власть, доминирование, как в животном мире. Это следствие групповой динамики. И проблему часто поддерживает то, что родители не вмешиваются, а вмешаться надо, т.к. один ребёнок не может противостоять группе.
В секциях и кружках буллинг крайне редок, т.к. там дети по интересам, и им некогда и незачем. А вот в школе, особенно, средней, когда перешли из начальной бывает чаще всего.
Раньше буллинг у мальчиков и девочек сильно отличался, сейчас и девочки часто используют физическое насилие.
Если у ребёнка отбирают деньги, вещи – подавать заявление, чтобы привлечь к административной ответственности.
Учителя сами позволяют насмешки и унижение, или молчат и не вмешиваются. Это системная проблема. Наоборот, учитель может всё это пресечь.
Ключевое в буллинге – неспособность противостоять обидчику. Ребёнок страдает, состояние ухудшается. Растёт страх, растёт и насилие.
С агрессорами занимать доминантную позицию. Использовать страх, чтобы остановить мучителя. Дать возможность увидеть другие пути. Нужно изменить восприятие ситуации, показать, что всегда найдётся тот, кто сильнее.
У наблюдателей потом стыд и вина, что не помогли, и это может быть травмой.
Если ребёнок стал жертвой травли, то меняется поведение. Учитель точно знает, что происходит. Родители могут не знать, дети могут скрывать и не говорить родителям.
Если родители чрезмерно опекают, снижается способность защищать себя.
— — —
P.S. Проблемы в отношениях с детьми/подростками и нужна помощь? Обращайтесь. Пишите в WhatsApp/Viber/Telegram +7 950 951 24 98