Недавно наблюдал в поезде интересную картину. Со мной рядом ехал папа с сыном 4-5 лет, и папа заботился о ребёнке.
Сын – нормальный мальчик, в котором «полкило взрывчатки», соответственно, ребёнок постоянно в движении и всюду лезет (что он и должен делать, с учётом психологии детского возраста). Папа – обычный парень, который беспокоится о сыне и предупреждает: «Смотри, не упади!» «Вот полезешь туда – упадёшь» «Сейчас ведь головой ударишься»…
Вы догадываетесь, что происходило после таких «пожеланий»?
После того, как папа предупреждал сына, мальчик тут же падал, ударялся головой, плакал.… Ну а папа его утешал: «Я же тебе говорил, что упадёшь».
Почему так получалось? Вы уже могли прочитать это раньше здесь, но давайте разберём ещё раз на этом примере, как действуют родительские указания.
Папа говорит с намерением уберечь ребёнка от неприятностей. При этом говорит так, что его слова воспринимаются ребёнком как инструкция, что сейчас должно произойти. Вдумайтесь, что значат слова «Сейчас ударишься»? Да ещё вспомните интонации, как они произносятся…. Фактически это приказ удариться, а не помощь.
Ребёнок следует папиной инструкции. Падает, ударяется, плачет – и, в очередной раз убеждается в том, насколько сильны папины приказы.
Тем самым на будущее закладывается ещё большее доверие к папиным инструкциям. Следующие команды с каждым разом будут восприниматься лучше и лучше. Папа будет замечать, что сын «становится каким-то неуклюжим», и говорить об этом (несколько раз сказал), а ребёнок, вероятней всего, будет следовать и этим определениям.
Хотите, чтобы вашему ребёнку было легче жить? Давайте правильные инструкции, в отличие от тех, которые вы только что прочитали. Учитывайте психологию детского возраста.
Или молчите – будет больше пользы, чем в инструкциях потерпеть неудачу, которые вы могли бы давать с самыми благими намерениями.
Пожалуйста, приведи несколько (чем больше, тем лучше:)) примеров правильных родительский инструкций. И еще, можно ли останавливать эти полкило взрывчатки силой?
Приведу.
После того, как отвечу на сон 🙂
Примеры ещё немного позже, но останавливать взрыв полкило тротила — опасно 🙂
Лучше сделать горение управляемым 🙂
Ага, уже сил не хватает останавливать вручную :), и догнать не всегда получается вовремя.
в пиротехнике есть такое понятие — «направленный взрыв».
Можно рассчитать, как закладывать взрывчатку, как взрывать и т.д., чтобы взрыв произошёл так, как надо. Тогда здание может осыпаться горкой, например, или лечь по струнке в указанную сторону…
Да, это талант. Профессионализм накрайняк. Плохо, что в плане деторождения не существует чего-то вроде тестирования на профпригодность. Предварительного. Разрешающего :).
Думаю. что многие его не прошли бы, и человечество тогда значительно уменьшилось в размере 🙂
Теперь привожу примеры правильных родительских инструкций:
«Иди сюда»
«Обойди эту лужу»
«Останься на этом месте»
«Держись крепко»
«Пошуми сейчас как следует» (когда можно позволить)
«Послушай меня внимательно»
«Отклони голову вправо/влево…»
Т.е. надо давать ту команду, которая уберегает от неприятности. Не «Сейчас упадёшь» — это команда упасть, а «Держись крепко» — т.е. то, что надо делать, чтобы избежать падения.
Если неприятность произошла, не переводить это на уровень способностей: «Какой ты неуклюжий», а обсуждать поведение: «Ты упал, т.к. плохо держался. В следующий раз держись крепко»
Спасибо
Пожалуйста 🙂