Основы психологии семьи в «Гроздьях гнева» Стейнбека.

Сегодня хочу познакомить вас с  основами психологии семьи в художественной форме. Дело в том, что я недавно открыл замечательного писателя – и почему его нет в школьной программе? – Джона Стейнбека.

Больше всего я восхищаюсь его романом «Гроздья гнева». Это потрясающее многомерное произведение о жизни семьи в эпоху перемен.

Стоит только открыть этот роман, как мы видим общий кризис, который разрушает незыблемые основы. Мы видим, как на ладони, мысли, чувства и действия простых людей – настоящих, со всеми проблемами и сложностями. Мы видим жадность и щедрость, гордость и смирение, боль и радость, жизнь и смерть – всё то, из чего сплетается бытие человеческое.

Это напоминание нам о тех простых правах, которые есть у каждого, как у человека

Семьи узнавали, что существуют права, которые следует отстаивать: право побыть одному в собственной палатке; право хранить в сердце память о чёрных днях; право поговорить, послушать; право отклонить или принять помощь, предложить её самому или отказать в ней; право сына ухаживать за девушкой, дочери – принимать ухаживания; право голодного на кусок хлеба; права беременных и больных, которые превыше всех других прав.

Мы видим, как приходится приспосабливаться не только каждому отдельному человеку, но и всей семье, как единому организму. Меняются вековые традиции и семейные роли, одним приходится быстро взрослеть, а другим это не даётся и с превеликим трудом.

Здесь причудливо сплетается личная вина и невинность системы в целом. Мы видим, как вина и безуспешные попытки искупить её буквально съедают одного, и, в то же время, служат на пользу другим.

Что ещё, как я думаю, великолепно показано – так это как гибкость и наличие цели помогают жить даже в хаосе, и, наоборот, как медленно и неотвратимо убивает ригидность.

Но «Гроздья гнева» обнажают и неприглядные стороны человеческой натуры. Например, хладнокровный расчёт – именно он помогает лучше эксплуатировать других людей

Чем больше набежит народу да чем они голоднее, тем меньше он будет платить. А когда ему попадаются многосемейные, с малыми ребятами…

Возможно, такое происходит потому, что человек оторывается от результатов труда?

…хозяева забыли землю – забыли как она пахнет, какая она на ощупь – и помнили только то, что они владеют ей, помнили только доходы и убытки, которые она приносит им…

Или потому, что люди, устами бывшего проповедника Кэйси, мы потеряли святость?

…во всех нас была святость, когда мы жили одной семьёй, и всё человечество было свято, пока оно было едино. Но святость эта покинула нас, лишь только какой-то один дрянной человек ухватил зубами кусок побольше и убежал с ним, отбиваясь от остальных…

Впрочем, ответов здесь много, и у каждого — свой…

При этом «Гроздья гнева» написаны простым и ясным языком. Любая сцена описана так, что встаёт перед глазами, словно живая. Именно в этом сила Мастера – сказать достаточно, но так, чтобы для каждого нашлось что-то своё, волнующее, тревожное, и, в то же время, возвышенное и успокаивающее… Сказать так, чтобы, вглядываясь в героев, мы лучше узнавали самих себя.

Впрочем, прочтите, если ещё не читали, «Грозья гнева» сами. Составьте своё представление об этом замечательном произведении, как и о творчестве Джона Стейнбека.

Поделиться

Основы психологии семьи в «Гроздьях гнева» Стейнбека.: 3 комментария

  1. Елена

    Да Вы настоящую рецензию написали! Интересно, спасибо. Знаете, есть весьма неплохой сайт http://bookmix.ru/, там люди как раз рецензии размещают, может, туда продублировать?

    1. Сергей Гудков Автор записи

      Благодарю 🙂

      Да, мне очень понравились «Гроздья гнева», потому и написал. И так как раз всё про семейную психологию — её надо только разглядеть за внешними декорациями.

      Про рецензию — думаю, стоит ли.

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*