Как сделать выбор и найти хорошего специалиста, психолога/психотерапевта, если вам нужен психолог?
Ведь сейчас свои услуги предлагают психологи и психотерапевты, семейные консультанты, активно развивается коучинг. Вполне вероятно, что в ближайшее время заявят о себе и другие представители помогающих профессий. Все они будут улучшать качество жизни и рекламировать именно свои услуги. Как среди всех предложений выбрать себе подходящего специалиста?
Далее я буду использовать термин консультант, так как те вопросы, которыми занимаются названные выше специалисты, во многом одинаковы.
Перечислю несколько моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе консультанта. Вы можете соглашаться или спорить с ними, но лучше иметь некоторые ориентиры, чем не иметь их вообще.
Хорошо, когда вам рекомендуют специалиста те, кто получил от него помощь. Это является действительным признанием его компетентности. Вряд ли вам будут рекомендовать того, кто не смог помочь.
Обратите внимание на то, известен ли консультант. Частота упоминания в СМИ связана с тем, что этого человека признают экспертом и именно поэтому просят дать комментарий, ответить на письма читателей и берут у него интервью. Прямой зависимости между частотой появления в СМИ и компетентностью нет, но сильная корреляция есть.
Надо ли ориентироваться на наличие образования, учёных степеней и разных титулов? Во многом профессионализм связан с постоянным обучением. Поэтому документы о повышении квалификации показывают, что специалист непрерывно развивает своё мастерство. Это значит, что он потенциально может всё лучше помогать своим клиентам. А вот членство во множестве организаций, наличие помпезных титулов часто значит лишь то, что эти документы человек получил, чтобы производить впечатление.
Полезно узнать возраст консультанта, семейное положение и опыт работы. Как правило, чем богаче жизненный опыт, чем больше консультант работал – тем лучше он может помогать.
Спросите, будет ли ориентировано ваше сотрудничество на понимание или на действие, решение проблемы.
До сих пор многие психологи/психотерапевты заняты тем, что помогают своим клиентам «понять» свои проблемы. Практически всегда «понимание» не решает проблему. Обычно оно создаёт ещё большее чувство бессилия оттого, что проблема всё равно не решена. В первую очередь надо решить проблему, и только потом, если есть желание, исследовать и понимать, почему и как она возникла.
Признак того, что ваш консультант ориентирован на решение – это постановка понятных, определённых целей, к которым вы будете стремиться в ходе встреч. Понятных настолько, что их легко описать на уровне поведения. И определить, достигнуты они или нет.
Даёт ли консультант гарантии? Как он распределяет ответственность? Как правило, эффективный консультант даёт определённые гарантии на то, что вы не будете просто терять время за милой дружеской беседой. Кроме того, он не будет брать всю ответственность на себя, точно так же, как и перекладывать всё на клиента.
Берёт ли консультант плату? Квалифицированная помощь требует хорошего вознаграждения. Качественная консультация хорошо стоит. Тем более, в сумме плата за обращение к профессионалу оказывается меньшей, чем множество дешёвых и некачественных консультаций или продолжение проблемы.
И последнее. Вы можете испытывать разные чувства по отношению к консультанту, и необязательно приятные. Задача консультанта – помочь решить проблему, а не утешать или объяснять, почему она не может быть решена. Но у вас есть интуиция, и, если она против вашего сотрудничества с этим консультантом – ищите другого. Тем самым вы сэкономите время, деньги и силы.
P.S. Если нужен психолог или консультация психолога — это здесь, заходите.