Недавно в газете «Она+» опубликовали вопросы читателей и мои ответы. В основном, речь шла о проблемах во взаимоотношениях с детьми. Теперь этот материал доступен и вам тоже, так что смотрите и пользуйтесь.
— — —
Грозные угрозы.
Мой сын, ему 7 лет, постоянно грозится уйти из дома и бросить меня. Где-то лет с пяти так угрожает. Почему он так делает? Что за этим стоит? Ведь уходить хочется оттуда, где плохо, но у нас в семье всё хорошо, семья полная.
Когда я по нескольку раз прошу его сделать то, что он не хочет, – убрать в комнате, не сидеть за компом, читать — он не слушается, мы ругаемся и, как следствие, — такие угрозы с его стороны. Конечно, никуда он не уходит, но истерики и угрозы надоели.
Что делать?
Лана, 34 года.
– Во-первых, есть иллюзия: не хотят уходить оттуда, откуда вроде бы нет смысла уходить, потому что всё на месте хорошо.
Я в своей практике видел семьи, в которых действительно всё было хорошо. Но, если ребёнок родился особенным (у нас есть некий процент популяции психопатов), он будет уходить, невзирая ни на что. Важно понять, ребёнок относится к большей части представителей человечества или он действительно особый – это раз.
Второе. «…у нас в семье всё хорошо…» Возможно, да, возможно, нет. Часто мы хотим верить, поддаёмся иллюзиям, пока жизнь не откроет глаза на правду.
Третье. Обратите внимание: получается, есть чёткая связь между тем, как ребёнка принуждают что-то сделать то, что, как считается, он должен в этом возрасте делать, и ребёнок не хочет и начинает отстаивать свою позицию. Скорее всего, есть «пробелы» в коммуникации, которые были раньше: нет контакта или на ребёнка «сваливают» что-то несоразмерное его возрасту и ему трудно, но признаться в этом он не хочет, поэтому пытается отказаться. И он, ребёнок, нашёл (а дети — очень хорошие коммуникаторы, они интуитивно находят самые больные точки) чем давить на маму. Раз мама реагирует, раз её можно сбить с толку, если она тревожится, значит, у мальчика есть мощный рычаг давления: «Я уйду! Оставьте меня в покое!»
Что конкретно делать в этой ситуации маме? Ребёнок маленький, поэтому как вариант, если у мамы хватит решимости и силы духа, собрать заранее какой-нибудь рюкзачок, и в следующий раз, когда он будет угрожать, сказать: «Хорошо. Вот, я собрала твои вещи, ты можешь уходить. Прямо сейчас». Тогда ребёнок поймёт, что угроза больше не работает.
Второй пласт этой проблемы — конечно, нужно, полезно устанавливать отношения с ребёнком, потому что есть проблемы в общении. Важно посмотреть, где упустили возможность передать ему ответственность: почему о том, что нужно делать уроки, напоминает мама? Возможно, он по возрасту уже давно сам может это делать, возможно, нет, его развитие не позволяет.
Тогда ему нужна поддержка мамы, но не такая: «Почему ты не делаешь?!» или: «Давай, делай скорее!», а в более мягкой форме. Например, повесить картины на стене про то, что в это время ты делаешь уроки, а вот в это время готовишься ко сну…
Мамина тревога.
После беды в Кемерово мне тревожно за детей — страшно отпускать одних в кино, в кафе — дочери 13, сыну 15.Они дружные — бывает, уходят вместе, а я покрываюсь холодным потом.
Как контролировать, во-первых, себя? Уже и в школу их провожаю со слезами на глазах, требую, чтобы постоянно звонили мне, отчитывались — задёргала их совсем. Помогите мне!
Светлана, 42 года.
– Это проблема, конечно, мамы, а не детей, потому что с детьми-то относительно всё в порядке. Скорее всего, мама под воздействием того, что читала, смотрела много этих страшных кадров, видео, текстов с гневными призывами, нарисовала жуткие картины, и теперь она реагирует на них как будто это реальность. Здесь полезна личная работа,. Есть смысл обратиться к специалисту, чтобы со своей неумеренной тревожностью неумеренной что-то сделала, и прекратила дёргать детей.
Заодно вспомним, что, особенно в подростковом возрасте, наступает момент, когда дети уходят куда-то, чаще проводят время вне дома. Они говорят: «Можно я где-нибудь переночую?» Или, особенно у старшеклассников, бывают какие-то тусовки, пати, вечеринки… Здесь родительская тревога в какой-то мере оправдана.
Как правильно себя вести в такой ситуации, когда родители знают, что ребёнок куда-нибудь пойдёт? Особенно, если знают, что там будут только ровесники, без взрослых?
Во-первых, нужно чётко договориться с детьми о правилах: что можно, а что нельзя. Допустим, так: «Если тебе предлагают наркотики, ты говоришь категорично: «Нет!» Во-вторых, у ребёнка должен быть некий дипломатический иммунитет на сутки или несколько меньше: «Что бы ни случилось, что бы ты ни натворил, даже если ты будешь пьяным… сутки мы тебя не трогаем». И это обещание должно быть выполнено.
В-третьих, заряженный телефон, быстрая кнопка вызова и кодовая фраза: «Заберите меня!»
Родители должны знать, где находится ребёнок. По первому сигналу, они мчатся и забирают ребёнка, а разбираются потом, через сутки или через половину суток. Важно, чтобы ребёнок знал: «Ситуация может развернуться по-разному, и я могу отсюда, под надёжным прикрытием, уйти».
Сломанная помада.
По сложившимся обстоятельствам, я вынуждена оставлять дочь дома одну, ей 8 лет. Я прихожу с работы поздно, за это время она пакостит: режет шторы, может разрисовать обои, сломать мою помаду, которая, к слову, дорогая! Спрашиваю: «Зачем?!» Молчит!
Сардаана, 30 лет, Якутск.
– Подозреваю, что такая реакция – это призыв ребёнка: «Мама! Посмотри на меня! Обрати на меня внимание! Мне тебя не хватает!» Девочка пытается привлечь внимание так, как умеет, так, как может, так, как в её восьмилетней голове укладывается. «Хоть так, но мама на меня обращает внимание».
Есть смысл попробовать уделять ребенку больше внимания — это раз.
Во-вторых, можно иногда прямо говорить: «Я тебе разрешаю сегодня напакостить». Например, сделать вот это или то. Превратить это в некую игру. Тогда необходимости в том, чтобы получать внимание таким негативным способом, будет меньше.
Не такой, как все.
Мой ребёнок, ему восемь лет, не хочет ходить на встречи с родственниками, любит быть дома один. Он аутист? Раньше был как все.
Антон, Якутск.
– Нет, аутизм проявляется раньше. Возможно, ребёнок не любит много общаться. Оставьте его в покое, пусть посидит дома. Если он ходит в школу, если он учится, если у него есть друзья – какой-то круг общения есть. Не надо ничего делать и избыточно его социализировать.
Подготовила Светлана Вишнякова
— — —
P.S. Ну а если всё-таки нужна моя консультация, то загляните сюда.