Недавно общался с коллегой. У него в центре оказывают услуги, по одной из частых проблем – как похудеть, причём похудеть без диет и запретов. В том числе, в программу помощи для надёжного похудения входит работа психотерапевта.
В ходе знакомства с тем, как обстоят дела у коллеги, заметил интересные вещи.
Чем больше «размыта» ответственность между рекламным обещанием, первичной консультацией с неспециалистом, и непосредственно психотерапевтом, который уже «ведёт» клиентов – тем сложней влиять на клиента.
Чем меньше психотерапевт влияет на клиента, тем меньше шансов на успех.
Почему? Да потому, что основная задача психотерапевта – это помочь клиенту изменить своё поведение. Как говорил дон Хуан «в зачёт идёт только действие». А для того, чтобы клиент стал что-то делать, на него, по определению, надо влиять.
Чем больше власти у психотерапевта в процессе помощи, тем больше шансов на изменения клиента.
В том числе, по моему мнению, специалист, эксперт в своём деле, должен принимать участие в отборе клиентов. Определять, стоит ли вообще работать с этим человеком, и, если да, то когда.
Не все из тех, кто заявляет о готовности решить проблему, будут действительно прилагать усилия для того, чтобы её решить. Возможно, сейчас не лучшее время решать заявленную проблему или вначале надо решить совсем другой вопрос (или несколько вопросов), и только потом ту, которая заявлена сразу.
Специалисту, у которого есть знания и опыт, как правило, это виднее, чем девушке, чья задача – только отвечать на телефонные звонки.
Поэтому, я считаю, влияние специалиста на сам процесс психотерапии должно быть весомым, в том числе в административном плане.
А как же бизнес, спросите вы? Ведь специалист должен зарабатывать деньги не только себе, но и своему центру и руководству. Если он кого-то «отсеет», значит, клиент так и унесёт свои деньги.
На самом деле, для бизнеса такая позиция тоже выгодна, если, конечно, это не бизнес «на один день». Когда люди получают качественную услугу, это создаёт долгосрочную репутацию и значительно уменьшает расходы на продвижение.
А вы как думаете?
В принципе логично, но я не слышал, чтоб известные специалисты отсеивали клиентов. Я думаю, что за первую беседу можно повлиять на клиенты, и создать желание сотрудничать с вами(открыться).
Милтон Эриксон. например, так делал. Кинг, Цитренбаум и Коуэн пишут об этом. Витакер много времени уделяет этому. Минухин описывает алгоритмы отсева, как и Палацолли, Хейли, Ялом, Рудестам и другие.
Первая беседа нужна, чтобы вообще понять, стоит ли тратить время и силы на клиента, создавать у него\них желание открыться и так далее.
Сергей, добрый день. Как-то насторожила фраза «стоит ли тратить время и силы на клиента, создавать у него\них желание открыться и так далее». Я думаю, если клиент уже пришел, значит эта готовность у него присутствует. Просто кто-то легко открывается, а кто-то нет (не с первого разговора).
Получается, что специалист в даннном случае решает за клиента — сможет он пройти программу или нет, лишая его возможности даже попробовать свои силы. «Со стороны» конечно виднее, особенно врачу-психотерапевту, но… я с этим не согласна))) иногда человеку для того, чтобы изменить жизнь, нужно просто чтобы в него верили!
Лина, если клиент пришёл, это ещё не всегда показатель того, что есть готовность к изменениям.
Люди могут приходить из любопытства, под чьим-то давлением, в надежде получить лёгкое решение и так далее.
Если специалист лично для себя решает, что он(-а) не может эффективно помочь, то это честно — отказать сразу и не брать деньги, а также не тратить время. Это не значит, что человеку нельзя помочь, это значит, что данный специалист не очень уверен в том, что ЕГО решение поможет.
Здесь чаще именно со стороны виднее.
Сергей, я осталась в центре у Вашего коллеги только потому, что мне понравивился разговор с девочкой-психологом.
У меня есть знакомая, которую *отсеяли*. Лина, обратившись в центр, она и не собиралась никому открываться)) Наоборот, в ней горело( на момент нашего телефонного разговора) желание доказать неправильности системы.
Мне кажется, при формировании группы учитываются настроения, с которыми обращаются за помощью.
Конечно, решить могут разные факторы, Наташа, в том числе и правильная предварительная консультация.
Я здесь хотел поднять лишь один из аспектов эффективности психотерапевтической помощи — раздел влияния в пользу конкретно работающего специалиста.
Бывает же, что консультант наобещает, человек приходит и выясняется, что на самом деле всё не так. И это значит, что человек потерял время, и специалист потерял время — я вот о чём.