Что это такое? Это наблюдение за работой консультанта более опытным специалистом (супервизором) и своевременная помощь в случае затруднения, т.н. «живая» супервизия, и обсуждение прошедших консультаций с коллегами, особенно сложных случаев.
«Живая» супервизия проходит прямо во время приёма клиентов. Консультант проводит приём, а супервизор наблюдает за приёмом, обычно из-за одностороннего зеркала. Если консультант затрудняется, то супервизор подсказывает ему, что сделать, с помощью аппаратуры, которая связывает «зазеркалье» и консультационный кабинет. Раньше это делали по телефону, сейчас чаще пишут текст на экран компьютера так, чтобы это было видно только консультанту.
Такая супервизия похожа на обучение начинающего хирурга-интерна: операцию делает сам интерн, но за его действиями следит опытный коллега, чтобы вовремя прийти на помощь или предупредить грубые ошибки.
Второй вариант – групповая супервизия в кругу коллег. Собираются специалисты, назначается ведущий, и кто-то представляет свой случай на рассмотрение, тщательно «шифруя» клиентов, чтобы соблюдать правило конфиденциальности. В этом варианте «танца» между консультантом и клиентом/клиентами не видно, и информация поступает только со слов представляющего случай.
Вначале коллеги собирают информацию и задают уточняющие вопросы о клиенте и ходе консультации, после чего предлагают своё видение и возможные решения.
И такая супервизия полезна.
Для того, кто выносит свой случай на обсуждение – это возможность получить новый взгляд на проблему, т.к. при сборе информации докладчик может понять, где «недоработал» и знать, что ещё надо сделать в следующий раз.
Полезно то, что, в конце обсуждения, коллеги предлагают новые идеи практические рекомендации, что сделать, чтобы разрешить затруднение.
Для начинающих и даже только обучающихся консультантов супервизия – это возможность учиться на реальных примерах, лучше понимать, что происходит на консультациях, и возможность учиться на чужих ошибках.
Участие в супервизии помогает понять, что у всех бывают трудности и сложные случаи. Тогда переживание своих сложностей становится менее острым, а работа – более эффективной, т.к для неё освобождается больше сил.
Кроме этого, у супервизии есть ещё один интересный эффект. Обсуждение случая помогает и самим клиентам. Волшебным образом им становится лучше. Наверное, коллективное бессознательное консультантов, обсуждающих случай, связывается с бессознательным клиентов и помогает им.
Таким образом, супервизия является хорошим способом профилактики эмоционального выгорания у консультанта, помогает лучше работать с клиентами и учиться на чужом опыте, и, конечно, она полезна прямо и косвенно для клиентов.
Кстати, если психолог/психотерапевт не посещает супервизию, более того, заявляет, что это ему «не надо», то есть серьёзный повод задуматься в его профессионализме. Если вам требуется помощь психолога/психотерапевта, спросите, получает ли ваш возможный консультант хоть какую-то форму супервизии. Это может быть одним из факторов, чтобы определиться с выбором консультанта.
P.S. Если же вам нужна профессиональная помощь, чтобы разобраться в себе и отношениях и жить лучше, то заходите сюда.
Привет , Сергей! Очень интересный взгляд на супервизию, как способ защиты от выгорания. И прочитав статью, я вынуждена с тобой согласиться. Мы в центре чаще всего используем вариант супервизии » со слов» консультанта — это действительно помогает снять напряжение, связанное со страхом( А что же делать дальше?), помогает отреагировать собственные чувства и добавляет уверенности. Возьму себе на заметку высказывание «мне не нужна супервизия»( часто приходитсЯ слышать от колегг!!!), хотя потом жалуются на головную боль в конце рабочего дня ( вспоминается свое состояние, когда я начинала работать с семьями!) Спасибо! Будем работать!
Лира, привет. Да, супервизия — отличная штука, потому и «рекламирую» 🙂
Сергей, привет! Спасибо за супервизию. Отличная работа. Плюсы — сократилось время на решение проблемы. У клиента возросло доверие к себе, развеялись сомнения ( два специалиста согласны и поддерживают ее, что имеено это решение верное).
Мне понравилось.
Продолжаем?
Лира, привет.
Пожалуйста 🙂
Да, обращайся, это интересно.