О младшем школьном возрасте (6-10 лет) от Светланы Мосоловой, ведущей курса «Психология детско-родительских отношений» Центра стратегического консультирования и терапии.
— — —
Это время потребности быть кем-то, научиться учиться, познавать, организовать себя.
Дети очень хотят учиться сами по себе, но существующая школа убивает желание и интерес.
Есть чёткая граница: 31 августа ещё ребёнок, а 1 сентября – уже ученик и взрослый. Не все могут успеть адаптироваться, может быть тяжело сидеть и придерживаться режима.
Это другое социальное окружение и среда требуют другого взаимодействия. Появляется новая социальная роль – ученик.
Если переход даётся тяжело, пусть кто-то из родителей возьмёт отпуск на месяц, и поможет ребёнку адаптироваться.
Родители выбирают супер-пупер школу, возят по 2 часа в одну сторону – а главное в начальной школе – это учитель. Нужно выбирать учителя, а не школу.
Первый учитель – как мама. В общении с ним возникают новые правила и ритуалы, скрытая сексуальность. Ребёнок хочет учиться, принимает (или нет) новые вызовы, что-то преодолевает, дружит.
1й класс – сложный период, родители недооценивают его. Может быть конфликт на этой почве. «Школа – это филиал ада».
Главное – не создать негативного впечатления об учёбе.
У родителей часто стыд: «Мы не хуже…», поэтому много напряжения.
Несчастье родителей перетекает на детей.
В РФ нет лёгкости и радости от познания, поэтому нужно больше лояльности к детям в это время. А ещё – уменьшать тревожность родителей.
Если ребёнок не хочет учиться в этом возрасте – это проблема, т.к. по определению в этом возрасте все хотят (пока не отбили желание).
Если всё хорошо, ребёнок делает вывод: «Я всему могу научиться».
«Я могу…» вызывает удовольствие и «Значит, могу ещё больше…».
Учитывать способности ребёнка в конкретном возрасте.
Перегрузка тормозит развитие.
Задание не должно быть слишком лёгким, но и слишком сложным.
Начать выполнять задание вместе с ребёнком, а дальше продолжает он сам.
Использовать соревнование ребёнок — родитель.
Родитель может занять позицию «снизу» — специально ошибиться, а ребёнок поправит.
В это время родители часто много работают, реализуются, и дают меньше внимания ребёнку, а оно нужно. Дети больше требуют игрушек, вещей, но не играют – это привлечение внимания. Им не нужны вещи и предметы, нужно внимание.
— Какие обязанности у ребёнка по дому?
Если есть прислуга, то дети не приспосабливаются к жизни.
— — —
Детские конфликты: ревность, зависть, враждебность.
Старший ребёнок не должен заниматься младшим. Можно попросить, зная, что есть право отказать.
Важно говорить про любовь, особенно, подчёркивать позицию: «Люблю тебя как старшего…»
Старшему: «Моей любви к тебе больше на … лет…»
Младшему: «Ты получаешь ещё и любовь старшего брата…»
У каждого ребёнка должно быть своё пространство. Это важно!
Если конфликт у детей – помочь родителям не вмешиваться сразу.
Если разбор конфликта с детьми – просить прощения в обе стороны, т.к. все хороши.
— — —
P.S. Проблемы в отношениях с детьми и нужна помощь? Обращайтесь. Пишите в WhatsApp/Viber/Telegram +7 950 951 24 98