Четыре базовых ощущения и трудности, основанные на них.

Ещё немного с осенней конференции 2022 года по краткосрочной стратегической терапии (КСТ) от Клодетт Портелли. Говорим про практику КСТ в работе с детьми и подростками.

— — —

Страх, гнев, боль, удовольствие – вот четыре базовых ощущения. Соответственно, трудности тоже основаны на них.

Какие базовые эмоции характеризуют ребёнка? Если страх – ребёнок закрыт, дрожит, избегает визуального контакта, прячется. Как будто бы не хватает воздуха во время разговора. Говорит: «Осторожно, берегись»

Если гнев – тут всё понятно.

Если боль – «потухший», плачет, «выключен из жизни». Речь пессимистичная.

Если удовольствие – провокативное поведение. Вызывает, смотрит в глаза, устраивает спектакль из поведения.

При трудностях доминирует одно из этих ощущений.

Поэтому первое, что нужно сделать в работе с детьми – наблюдать невербальное поведение и слушать, чтобы понять доминирующее ощущение.

— — —

Если проблема основана на страхе – первая предпринятая попытка решения (ППР) – заверять на уровне разума, что всё хорошо. Ещё одна ППР – избегание. И ещё одна ППР — подменять собой ребёнка, т.е. делать за него то, что он должен делать сам.

Вначале блокируем все эти ППР.

Смещаем внимание со стимулов внутри наружу. Для ребёнка – это переход со страха на игру. Ещё техника – дать время и место для страхов. Родители тоже присутствуют, но не реагируют.

Ребёнок больше паникует, когда видит панику у взрослого.

И ещё одна техника (для ребёнка): маленькими шагами сталкиваться с тем, что его пугает. Можно в виде игры.

— — —

Меньше всего принимается в обществе гнев. Когда он есть, то основная ППР – запретить гнев, и это приводит к взрыву позже.

Гнев/злость – это реакция на несправедливость, но может быть и на себя: «Не могу сделать, что хочу».

Ключевая идея: давать гневу время и место, выпускать его понемногу.

Если дети ругаются/дерутся — найти полчаса и посвятить их гневу (под наблюдением). 15 минут один высказывается, а другой молчит, и потом наоборот. На другой день очерёдность меняется.

И, как и в работе со взрослыми, помогает выносить гнев на бумагу.

— — —

Боль. Частая ППР – призыв думать позитивно, быстро найти выход. Становится только хуже, т.к. это не работает.

Важно признать грусть: «Это нормально» и позволить выразить боль в отведённое время.

— — —

Удовольствие. Обычно предлагают отказаться от плохого поведения и стать паинькой. Это не работает. Буллинг – это всегда про власть и контроль, и отказаться от этого трудно.

Как дать власть такому ребёнку? С разрешения взрослых, и позитивную. Пусть будет капитаном команды, например.

— — —

P.S. Страхи, тревоги, навязчивости? Дети не слушают, не хотят учиться, вместо уроков «зависают» в телефоне? Обращайтесь.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*