«Мой ребёнок делает уроки только, если я напоминаю ему…»

«Мой ребёнок делает уроки только, если я напоминаю ему об этом. Я уже устала его контролировать и проверять…»

Таково начало некоторых семейных консультаций. Проблема «на поверхности» — что делать, если ребёнок не хочет учиться и отвечать за успеваемость. Основной запрос – чтобы ребёнок занимался уроками сам, без надзора.

Но это – только часть проблемы. Если есть семейная проблема, тообычно её все поддерживают, явно или неявно. В данном случае безответственность ребёнка поддерживают сами родители.

Не верите? Давайте подумаем: вначале родители помогают делать домашние задания первокласснику. Но некоторые родители несут на себе эту ответственность до окончания школы, или даже ВУЗа.

Поэтому, пока родители не отдадут ответственность за учёбу и её результаты ребенку, ребенок её не возьмёт. Это порочный круг, и разрывать его предстоит, в первую очередь, именно родителям – ведь у них, по определению, власти в семье больше. Пока ребёнок не будет воспринимать учёбу как свою личную задачу, никакой ответственности от него ждать не приходится. Зачем? Ведь ответственность за учёбу и её результаты – у родителей/родителя… Если родители проверяют, как ребёнок сделал уроки, приготовил на завтра тетради, вовремя встал на учёбу — значит, это им надо.

Конечно, нужно учитывать возраст. Глупо ожидать, что первоклассник будет чётко понимать, как учёба сегодня повлияет на будущее в 25 лет. Точно так же глупо проверять каждый урок и портфель у старшеклассника.

Первокласснику часто нужно помогать разбираться с материалом. К концу начальной школы задача родителей – проверять выполненные уроки, помогать разбираться с тем материалом, который не усвоен в школе.

Ученику средних классов нужно помочь организовать свою учёбу, и предоставить для этого условия. А для старшеклассника родители – это люди, к которым, наравне с учителями, можно обратиться в поисках необходимой информации, если родители в этом компетентны. И ничего страшного, если родители чего-то не знают. Открытое обсуждение, за какой помощью можно обращаться, а какую информацию спрашивать бесполезно, подаёт ребёнку хороший урок – как можно с достоинством признавать свои ограничения.

Ситуация меняется, когда родители пересматривают своё представление об учёбе, как об общесемейной проблеме, и воспринимают её как личное дело ребёнка. Тогда больше шансов, что ребёнок возьмёт ответственность за свое успехи и свое будущее на себя, согласно возрасту.

Поделиться

«Мой ребёнок делает уроки только, если я напоминаю ему…»: 2 комментария

  1. Татьяна

    Здравствуйте, Сергей Владимирович. Очень верно все написанно. И я очень порадовалась, что у нас в семье с уроками вс обстоит правильно, как должно быть. Дочка учится хорошо, даже отлично. Я никогда не лезу в ее уроки, если только она сама не попросит помощи. Помогаю по тем предметам, в которых могу помочь. Сразу сказала ей , что помогу всегда по русскому, алгебре, физике. Но вот по химии ничего не знаю. Думай сама. Помощь, по ой же математике окажу только после того, как она покажет мне, как она решала и сколько она решала и где не плучается. Если она открыла книгу и сразу говорит, что не знет, как делать — помогать не буду. Был один случай, когда она мне заявила, что не хочет и не будет делать уроки. Я спкойно сказала: «Не делай. Я СВОИ уроки уже все сделала, когда в школе училась. А это ТВОИ уроки и ТВОИ оценки. И какие у тебя будут оценки повлияет только на твою дальнейшуюжизнь, но никак не на мою. Поэтому сама думай делать тебе твои уроки или не делать.» Больше таких заявлений не было.
    Знаю родителей, которые в начальной школе запрещают ребенку делать уроки без них, а в друг ошибок наделает. Сидят около ребенка, контролируют каждую букву. А потом всреднем звене удивляются, почему он не может сам уроки делать.
    Ответствнность за выполнение уроков, это наверное, первая большая ответственность, которую ребенок должен взять на себя, первое его серьезное дело. Это учит быть ответственным в будущем.

    Разговаривали на эту тему с подружкой. Она говорит, что если ее ребенку сказать «не делай уроки» он и не будет делать. Может дети бывают разные? На мою подействовало, на другого нет.

  2. Сергей Гудков Автор записи

    Татьяна, здравствуйте.

    Да, так и есть. Важно разделять ответственность и передавать каждому свою, иначе так и будет: «Сынок, а ты уже сел писать введение в диплом?»

    Что касается Вашей подруги — у неё другие отношения с ребёнком, и, похоже, учёба там — это больше мамино (или родительское) дело, вот и отношение.

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*