Как Практикующие Психологи Защищаются от «Выгорания»?

С помощью супервизии.

Что это такое? Это наблюдение за работой консультанта более опытным специалистом (супервизором) и своевременная помощь в случае затруднения, т.н. «живая» супервизия, и обсуждение прошедших консультаций с коллегами, особенно сложных случаев.

«Живая» супервизия проходит прямо во время приёма клиентов. Консультант проводит приём, а супервизор наблюдает за приёмом, обычно из-за одностороннего зеркала. Если консультант затрудняется, то супервизор подсказывает ему, что сделать, с помощью аппаратуры, которая связывает «зазеркалье» и консультационный кабинет. Раньше это делали по телефону, сейчас чаще пишут текст на экран компьютера так, чтобы это было видно только консультанту.

Такая супервизия похожа на обучение начинающего хирурга-интерна: операцию делает сам интерн, но за его действиями следит опытный коллега, чтобы вовремя прийти на помощь или предупредить грубые ошибки.

Второй вариант – групповая супервизия в кругу коллег. Собираются специалисты, назначается ведущий, и кто-то представляет свой случай на рассмотрение, тщательно «шифруя» клиентов, чтобы соблюдать правило конфиденциальности. В этом варианте «танца» между консультантом и клиентом/клиентами не видно, и информация поступает только со слов представляющего случай.

Вначале коллеги собирают информацию и задают уточняющие вопросы о клиенте и ходе консультации, после чего предлагают своё видение и возможные решения.

И такая супервизия полезна.

Для того, кто выносит свой случай на обсуждение – это возможность получить новый взгляд на проблему, т.к. при сборе информации докладчик может понять, где «недоработал» и знать, что ещё надо сделать в следующий раз.

Полезно то, что, в конце обсуждения, коллеги предлагают новые идеи практические рекомендации, что сделать, чтобы разрешить затруднение.

Для начинающих и даже только обучающихся консультантов супервизия – это возможность учиться на реальных примерах, лучше понимать, что происходит на консультациях, и возможность учиться на чужих ошибках.

Участие в супервизии помогает понять, что у всех бывают трудности и сложные случаи. Тогда переживание своих сложностей становится менее острым, а работа – более эффективной, т.к для неё освобождается больше сил.

Кроме этого, у супервизии есть ещё один интересный эффект. Обсуждение случая помогает и самим клиентам. Волшебным образом им становится лучше. Наверное, коллективное бессознательное консультантов, обсуждающих случай, связывается с бессознательным клиентов и помогает им.

Таким образом, супервизия является хорошим способом профилактики эмоционального выгорания у консультанта, помогает лучше работать с клиентами и учиться на чужом опыте, и, конечно, она полезна прямо и косвенно для клиентов.

Кстати, если психолог/психотерапевт не посещает супервизию, более того, заявляет, что это ему «не надо», то есть серьёзный повод задуматься в его профессионализме. Если вам требуется помощь психолога/психотерапевта, спросите, получает ли ваш возможный консультант хоть какую-то форму супервизии. Это может быть одним из факторов, чтобы определиться с выбором консультанта.

P.S. Если же вам нужна профессиональная помощь, чтобы разобраться в себе и отношениях и жить лучше, то заходите сюда.

Поделиться

Как Практикующие Психологи Защищаются от «Выгорания»?: 4 комментария

  1. Лира

    Привет , Сергей! Очень интересный взгляд на супервизию, как способ защиты от выгорания. И прочитав статью, я вынуждена с тобой согласиться. Мы в центре чаще всего используем вариант супервизии » со слов» консультанта — это действительно помогает снять напряжение, связанное со страхом( А что же делать дальше?), помогает отреагировать собственные чувства и добавляет уверенности. Возьму себе на заметку высказывание «мне не нужна супервизия»( часто приходитсЯ слышать от колегг!!!), хотя потом жалуются на головную боль в конце рабочего дня ( вспоминается свое состояние, когда я начинала работать с семьями!) Спасибо! Будем работать!

  2. Лира

    Сергей, привет! Спасибо за супервизию. Отличная работа. Плюсы — сократилось время на решение проблемы. У клиента возросло доверие к себе, развеялись сомнения ( два специалиста согласны и поддерживают ее, что имеено это решение верное).
    Мне понравилось.
    Продолжаем?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*