Как Помочь Ребёнку Учиться

Вы никогда не думали о том, как помочь ребёнку учиться?  А я думал…

Недавно пришлось помогать сыну «подтянуть» физику. За зимние каникулы разобрались во всём пройденном за полгода материале, и теперь я поделюсь стратегией, как помочь ребёнку учиться. Заодно  разберём на примере некоторые секреты психологии…

Вначале проверяю, как ребёнок усваивает материл сейчас — дал сыну задание выучить и сдать параграф. Смотрю – сын пошёл в комнату, лёг на кровать и читает учебник. Учит, значит. Ну-ну…

Пришёл сдавать – большую часть материала не помнит.

Неудивительно – учит лёжа, а отвечает сидя или стоя. Поэтому, прочитанное связано с лежачим положением тела. Когда положение тела меняется – отвечать-то надо стоя — доступ к выученному материалу резко сокращается.

Что интересно —  другие предметы учит сидя, и дела обстоят там лучше.

Пошёл сын на 2й заход — теперь читает учебник сидя.

Опять спрашиваю – снова часть материала не помнит, хотя вроде только что читал.

В чём дело? Выясняю, что парень просто читает учебник, но ничего не записывает.

Запись же вовлекает моторику. Активируется огромное количество нервных клеток, которые отвечают за движение, восприятие поверхности бумаги, за давление (пальцев на ручку), вибрацию, растяжение сухожилий и суставных сумок – включённая запоминающая мощность мозга становится намного больше. Это вам не просто про себя проговорить или увидеть, это ведь ещё и ощущения и действие – включение всех органов чувств обеспечивает лучшее запоминание.

Самые грубые ошибки нашли и исправили. Теперь осваиваем стратегию изучения материала, и для этого разбираем вместе с сыном несколько параграфов, чтобы было понятно, что и в каком порядке делать.

Какой порядок действий помогает учиться лучше всего?

Вначале смотрим на название параграфа. Из названия становится понятно, о чём вообще этот материал.

Сразу после этого смотрим вопросы в конце. На них надо ответить – значит, найти и выделить это. Разобраться в терминах. Найти различия. Дать определения. Понять суть.

Теперь возвращаемся к материалу и читаем текст. Самое важное обычно выделено. Как правило, это ключевые определения, которые надо выучить (и обычно они есть в вопросах).

По мере чтения выписываем ключевые слова, и – обратите внимание – рисуем схемы. Не переписываем определения из текста, т.к. они усваиваются не лучшим образом, а именно рисуем схемы, для наглядности.

Когда рисуем, сразу видно, что есть что, и в какой связи с чем находится. Так мы подключаем зрительные воображение и память, вместе с моторной памятью – ну, про это вы уже читали выше.

Говорю:

-Даже если ты закроешь этот листочек и больше никогда сюда не заглянешь, как только тебе надо будет вспомнить, всё, что здесь нарисовано, встанет у тебя перед глазами.

-А, точно, я же когда по другим предметам отвечаю, прямо так и вижу, как написано, и вспоминаю, – отвечает сын.

-Да. Картинка работает лучше слов. Когда нарисовал, тебе сразу всё видно: все связи, что и как устроено – остаётся только это рассказать своими словами по картинке.

После такой работы над материалом начинаем находить связи и примеры в жизни. Где, например, мы видим в жизни диффузию почти каждый день, или что происходит с молекулами вещества, когда греем полиэтиленовую крышку под горячей водой, чтобы её было легче снять…

Ну а уж про примеры движения, особенно, неравномерного, и говорить не приходится. Особенно, в школе на перемене, почти каждый ребёнок – это образец тела с очень неравномерным движением и очень сложной траекторией…

Теперь находим все упражнения и задания по пройденному материалу, и делаем их, чтобы закрепить понимание.

Таким образом, за новогодние каникулы освоили почти половину физики за 7й класс. Смотрю, задачи решает, понимает намного лучше и помнит весь пройденный материал.

А какие тут секреты психологии?

Помните, при изучении материала мы вначале обращались к вопросам в самом конце- что нужно знать, чтобы ответить на них? И только потом приступали к освоению материала…

Точно так же при решении многих проблем вначале надо определиться, что будет результатом. Чем точнее определимся, тем проще этого достичь.

А дальше нужно просто идти к цели, а не исследовать прошлое и не искать причины, почему эта проблема возникла.

Понравилось? Порекомендуйте друзьям - нажмите «Поделиться»

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*